День 6
Нерабочие и вредные методы развития эмоционального интеллекта у детей
Сегодня поговорим про развитие эмоционального интеллекта у детей. Прямо во время урока я покажу книги, которые ПОДАВЛЯЮТ эмоциональный интеллект ребенка, хотя на обложке написано обратное. Также я объясню, почему в методике Монтессори — полный провал с эмоциональным развитием.
Tilda Publishing
Родители часто мечтают, чтобы дети делились с ними чувствами, рассказывали о своих переживаниях и о том, что с ними происходит. Чтобы дети нам доверяли, нужно соблюдать главное условие, без которого никакие просьбы и называния чувств не сработают. Об этом тоже сегодня поговорим.
Есть взрослые, которые думают, что эмоциональный интеллект — это когда человек любой свой чувственный порыв переводит в логическое объяснение. И, что самое ужасное, этому же ужасу учат детей: «Ну я же не делаю тебе ничего плохого, не надо на меня обижаться и злиться!» или «Он твой братик, поэтому ты должен его любить».
Tilda Publishing
Любые слова долженствования, — «нужно», «должен», «не надо», — которые употребляются рядом с чувствами это бред. Нет никакого «должен любить» или «не надо злиться». Чувства — сильнее логики, и когда ими пытаются управлять с помощью нее, они просто глубоко прячутся, а потом превращаются в реальные травмы.
Вот почему я хочу предупредить вас в самом начале. Если вы учите ребенка понимать свои чувства таким образом, то знайте — вы просто калечите его эмоциональную сферу. Не надо себя за это ругать, но хотя бы просто перестаньте это делать.

Предлагаю сегодня разобраться, почему эмоциональному интеллекту часто уделяется мало внимания или оно уделяется неправильно.
Tilda Publishing
Почему сложно развивать эмоциональный интеллект?
Дело в том, что научить ребенка читать или считать можно просто занимаясь с ним ежедневно по 15-20 минут. Но развить эмоциональный интеллект, занимаясь по книжке или тетрадке, не получится. Чаще всего все пособия и тетради, которые обещают это сделать — не более чем профанация. И все, что они делают, так это расширяют словарный запас ребенка (и то в лучшем случае).

Давайте внимательно рассмотрим книжки, на обложке которых написано, что они развивают эмоциональный интеллект ребенка, и разберемся, почему это не так.
Tilda Publishing
Тут на каждой страничке есть эмоция — видимо, ее надо озвучить ребенку и прочитать, в какой ситуации ребенок может ее почувствовать.
Я не буду говорить про отвратительные картинки, потому что помимо них я вижу тут кучу проблем.
Например, смотрите какая ситуация в примере: «Я чувствую себя как щенок, который ловит мячик и обнимается с хозяином». При этом на обложке написано, что книга ориентирована на детей от 3 лет. Но ребенок в 3-4 года еще вообще не обладает таким воображением и эмпатией, чтобы как-то прочувствовать это по вот этой короткой фразе!

Уж тогда лучше прочитать рассказ про Тюпу и Томку Евгения Чарушина, а после поговорить о том, как себя чувствует щенок. Там хотя бы есть контекст и история — а эмоции лучше чувствуются в историях, чем вот в таких вырванных ситуациях.
Tilda Publishing
По сути, из этой книги ребенок поймет только какие-то абсолютно безобразные картинки. Честно говоря, мне даже стало не по себе: неужели я такая страшная, когда мне грустно? Мне не хочется после этого испытывать грусть…
Мне она кажется негативным чувством. Хотя смысл развития эмоционального интеллекта — как раз-таки не бояться своих чувств и испытывать их. В общем, книга дает противоположный эффект.

Надо понимать, что это серия по методике Монтессори, которая хороша для математики, развития логики, но в эмоциональной сфере тут полный провал.
Tilda Publishing
Кстати, я нашла интересный отзыв на эту книгу: «Странный эффект от книжки: ребенок теперь ходит по дому и показывает нам свое отвращение. Говорит постоянно «Фу, бе!» Уже начали его ругать за это».
Обратите внимание: ребенок начал выражать свои чувства, практиковаться в этом — а ему запрещают. Родители как не умели правильно реагировать на эмоции ребенка, так и не умеют. В итоге, ребенок еще больше убеждается, что есть хорошие и плохие эмоции. Вот и почитали. :-(
Tilda Publishing
Эта книга для детей постарше, здесь больше оттенков эмоций.
Возьмем, например, стыд: «Когда тебе стыдно, расскажи о поступке родственникам и тем, кому ты доверяешь». Именно это делают дети, если они доверяют САМИ. Если вы 100 раз прочитаете ребенку, что он может вам рассказать все, что захочет, но не создадите такой эмоциональной возможности (например, будете часто критиковать за какие-то чувства и поступки, постоянно давать непрошенные советы и рекомендации), советы в книге вызовут только его недоумение. То есть, везде написано, что надо рассказать родителям, и сами родители на этом настаивают, а ребенок не может — и думает «Значит, я какой-то плохой». И это дополнительная вина, дополнительный стыд.
Tilda Publishing
То есть, важно не сказать и не объяснить, а важно создать такие отношения, чтобы ребенок мог с вами делиться и рассказывать о ситуациях где ему стыдно.
Про страх тут, видимо, вообще писал какой-то некомпетентный мотивационный тренер: тут прямо читается, что страха нет, это ты все себе придумал. В то время как страх — важный защитный механизм. Благодаря тому, что люди боятся, их не съели медведи сотни тысяч лет назад. А сейчас мы не бродим по темным улицам в одиночестве в полночь и закрываем двери на ночь. Да, иногда страх включается в ситуациях, где нам ничего не угрожает: например, некоторые дети боятся выступить перед классом так, как будто на них сейчас накинется голодный тигр. Но хорошо, если родители понимают, как с этим страхом работать, а не просто внушают «Все хорошо, тебе нечего бояться».

Как правило, такие внушения дают ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ эффект. Плюс ребенок перестает делиться своими страхами с родителями, потому что не верит, что его поймут.
Tilda Publishing
В общем, если родители не умеют работать с эмоциями, то чтение книги может дать ОБРАТНЫЙ эффект.
Получается, что родители тратят деньги на эти книжки и время на их чтение, а в итоге получается еще хуже.

Если же родители научились обращаться со своими эмоциями и эмоциями ребенка, то чтение таких книг — такая же бесполезная трата времени, как изучение учебника арифметики студентом мехмата. Лучше позаниматься чем-то более полезным, что лежит в зоне ближайшего развития вашего ребенка. Да даже просто почитать художественную литературу будет полезнее — там полно описания разных эмоций, которые можно обсуждать!

Еще одна ошибка, которую сплошь и рядом встречаю у родителей и даже психологов, которые рассказывают об эмоциональном интеллекте — это утверждение, что для развития эмоционального интеллекта ребенка нужно называть испытываемые им и другими людьми чувства. Мол, так ребенок знакомится со своими чувствами, начинает лучше понимать себя и окружающих.
Tilda Publishing
Называние чувств ребенка – хороший инструмент. Когда ребенок злится и не понимает, что же это такое внутри него подталкивает его подбежать и стукнуть брата по лбу, то с этим сложно совладать. Когда ты знаешь название этого чувства, с ним легче справиться. Как говорится, когда дракон назван, он уже не так страшен.
Но называние чувств — это только маленькая часть развития эмоционального интеллекта ребенка. Более того, она не работает в одиночку: родителю надо уметь грамотно выставлять границы, выдерживать агрессию ребенка и не впадать в ответную агрессию, учить его справляться с разными тяжелыми состояниями (например, когда грустно или скучно). Если этого не делать и остановиться только на назывании чувств, то, как правило, родители эмоционально разбалтывают ребенка. Он становится более капризным, более чувствительным — и тогда мама может часами сидеть и говорить «Тебе больно, тебе обидно...», но ничего не происходит. Бабушки начинают охать и вздыхать «Ребенок неуправляемый», а родители говорят «Зато он не держит эмоции в себе!»

Но эмоционально здоровый ребенок наоборот умеет хотя бы частично обрабатывать эмоции внутри себя! Это и есть показатель сильной психики — когда человек может внутри себя злиться и в полной мере чувствовать эту злость, но выражать ее не через крик и рукоприкладство, а как-то более экологично (например, словами).

Именно поэтому когда мы составляем с родителями индивидуальный план развития, мы ни в коем случае не останавливаемся на простом названии эмоций или еще хуже простого изучения их по карточкам и книжкам. Тут важна комплексная работа родителя и ребенка сразу по нескольким направлениям.

За 6 дней мы по чуть-чуть поговорили о каждом интеллекте.

Завтра мы соберем все это вместе, и я расскажу о том, что такое индивидуальный план развития и как его построить для своего ребенка!

Обязательно смотрите, слушайте, читайте!
Tilda Publishing
Первое. Часто родители очень злятся, когда получают совет из книги или от психолога о том, как вести себя с ребенком, а этот совет не работает или даже делает ситуацию хуже. Как я уже рассказала, с называнием эмоций такое бывает сплошь и рядом.

Конечно же, у каждой методики есть теневые стороны, и у каждого совета есть «правила применения», нюансы, тонкости. Если их не знать, то можно наломать дров.

Давайте поучимся искать такие теневые стороны у советов относительно эмоционального интеллекта.

Посмотрите на эту страничку из книги и напишите, какие 1-2 проблемы, которые могут возникнуть при использовании этих советов «в лоб», вы видите.

Расслабьтесь и пофантазируйте! Все мамы немного психологи, так что у вас получится!
Tilda Publishing
В ответ на это задание напишите 1-2 проблемы, которые заметили.
Второе. Завтра последний день нашего марафона, и я планирую рассказать об индивидуальном плане развития. Этот инструмент позволяет мне уже 9 лет поддерживать баланс в отношении семьи, детей и работы, при этом развивая детей гармонично, без явных перекосов в каком-то одном интеллекте.

И для составления индивидуального плана развития предлагаю начать с того, чтобы по 10 балльной шкале оценить насколько сбалансирована ваша жизнь.

10 — все гармонично и вы всем довольны,

7 — есть небольшие перекосы в каких-то областях: в развитии ребенка или в вашей собственной жизни. Например, вам трудно работать или учиться, вы чувствуете, что материнство засасывает.

5 — у вас полный провал в какой-то одной области. Например, вы не развиваетесь: не учитесь, не работаете, забыли, когда читали книги. Или у вас сильно испортились отношения с мужем: вы мало разговариваете или наоборот постоянно закатываете друг другу скандалы, у вас давно нет секса, нет взаимопонимания

1 — полный провал во всех областях: саморазвития нет, с мужем — караул, дети не слушаются, да у вас и нет времени с ними заниматься. Максимальный дисбаланс во всем.
Tilda Publishing
В ответ на это задание напишите, насколько баллов вы оцениваете баланс в своей жизни.