День 3
Организационный интеллект. Как воспитать самостоятельного ребенка?
Всем привет!

У вас в институте были такие профессора: они приходят в институт в пиджаке испачканном мелом, рубашка как-то болтается, он обязательно забывает свой портфель и вообще не помнит имен своих студентов. (Хотя с памятью у него все ок, потому что разбуди его ночью — и он ответит любой закон)

Не часто, но иногда такие профессора обзаводятся семьей, и тогда супруга следит за тем, чтобы муж не ушел в институт в пижаме и со сковородой на голове, как у Маршака.

Такие люди рассеянно относятся к деньгам, не могут начать свое дело или открыть свой бизнес, потому что там нужна ого-го какая организация. Это хорошая «рабочая лошадка» на местах, где не требуется ничего придумывать самостоятельно, а нужно просто плыть в потоке.
Tilda Publishing
К концу сегодняшнего урока вы поймете что делать, чтобы ваш ребенок не вырос таким же неорганизованным. Ведь зачастую успех — это 10% талантов и 90% трудолюбия.
Поэтому в успешности, профессиональной востребованности именно организованность играет гораздо большую роль, чем ум. Плюс расскажу о первых действиях, первых шагах, которые помогут начать исправлять ситуацию.
Итак, понятно что у таких людей как я рассказывала выше — низкий организационный интеллект.

Организационный интеллект — это умение организовать свою деятельность.

То есть: умение планировать, довести до конца, изменить планы, если этого потребуют обстоятельства, удерживать в голове необходимые задачи, которые надо решить и не забывать о них.

Ленивый, неорганизованный, недисциплинированный, рассеянный, неусидчивый — это все те слова, которые родители детей с низким организационным интеллектом произносят регулярно.
Tilda Publishing
Организационный интеллект — сверхважная часть развития ребенка, а значит — и индивидуального плана развития!
И, конечно, эти навыки у ребенка тоже можно развивать, а можно подавлять.
Tilda Publishing
Вот вы учитесь с ребенком писать.
Вы можете подготовить за него рабочее место, все аккуратно разложить. Потом встать рядышком, смотреть, как он заполняет прописи, следить, чтобы не отвлекался, а в конце самой все аккуратно убрать.
А можете научить самостоятельно готовить свое рабочее место и организовывать пространство вокруг себя. Вы можете показать, как писать 3 крючка, а остальные попросить дорисовать самостоятельно и это улучшит внимание и рабочую память ребенка. Вы можете научить его убирать рабочее место и прокачать этим навык доведения дела до конца.
Иногда родители называют это «самостоятельность», сейчас еще появилось модное слово soft skills. К этим навыкам относится и умение распоряжаться своим временем, и ставить цели, и рабочее внимание и память, и гибкость, и способность потерпеть.
Важно, что развитие организационных навыков как таковых начинается с 4-5 лет.

А до этого очень важно разобраться с базовой самостоятельностью — 5 важными вещами, которые ребенок должен уметь делать самостоятельно:
  • Есть
  • Одеваться
  • Ходить в туалет
  • Засыпать
  • Играть (хотя бы 5-10 минут за час)
Понятно, что иногда ребенок может заболеть или чего-то испугаться — и вы будете его укладывать. Или вы поедете в гости и там будет совершенно новая пища, и вам придется помочь ребенку и накормить его. Но в целом эти 5 вопросов должны быть решены. Я их называю организационным интеллектом для малышей.

Нужно понимать, что при правильной стратегии со стороны родителя добиться самостоятельности в этих областях можно быстро. На моих глазах мамы с детьми 3 лет делали это за 2-3 недели: дети начинали самостоятельно кушать, засыпать или играть без вечного «Маааам!»
Tilda Publishing
А теперь давайте разберем ТРИ самые распространенные ошибки в поведении родителей, из-за которых подавляется вначале развитие базовой самостоятельности, а потом и организационного интеллекта.


Tilda Publishing
Я думаю, первую ошибку вы назовете мне сами. Это гиперопека.
Я не буду сейчас рассказывать банальные вещи, про то как мамы с бабушками кормят детей до 5 лет с ложки, одевают, спят с ними в одной кровати — и прочую жесть. Понятно, что если у вас тут есть проблемы, с этим надо как можно быстрее разбираться.

Но часто с возрастом гиперопека маскируется под излишний контроль. Например, родитель убеждает себя и всех вокруг, что его ребенок абсолютно не способен делать домашнюю работу самостоятельно — и только под всевидящим оком родителя у него хоть что-то получается.

Я недавно получила такой вопрос в комментариях на моем канале в ютубе: «Скажите, что делать если мальчик не слушается родителей и не делает домашнюю работу? Мальчику 17 лет».

Тут налицо искажение реальности. 17 лет — это уже не мальчик. Это мужчина, ну на худой конец юноша, но не мальчик. Видно, что родитель сам себе нафантазировал что-то и пытается с этим жить.
Tilda Publishing
Так что если вы чувствуете, что излишне озабочены учебными делами ребенка, его развитием и вещами, то речь может идти о гиперконтроле. В таких условиях организационный интеллект ПОДАВЛЯЕТСЯ!
Ребенок, как правило, неосознанно начинает сопротивляться и прямо деградировать: чем больше вы следите за ним, тем больше хлопот ребенок доставляет. Иногда ведет себя буквально как трехлетка, хотя ему уже 8.

Надо понимать, что если ничего не менять, то все останется таким же: неорганизованный дошкольник превращается в такого же школьника, который потом превращается в неорганизованного взрослого.

Ничего само не поменяется ни в 7, ни в 16-17 лет. Дело не в возрасте, а в том, как вы ведете себя с ребенком.
Tilda Publishing
Вторая ошибка — когда родители наоборот требуют излишней самостоятельности.
Я как-то работала с мамой для составления индивидуального плана развития и она рассказывала, что в 4 года у нее была очень самостоятельная дочка. Она иногда даже оставалась одна дома на 3-4 часа, готовила себе чай и бутерброды в это время. В общем, все было хорошо.

А теперь ей 7 лет, и она ничего не может, ничего не хочет, не делает школьную домашку, не помогает по дому. Что случилось с ребенком?

Все очень просто. В 4 года на ребенка взвалили непосильные требования по собственной организации. Это вызвало сильный перекос в сторону развития организационных навыков и угнетение эмоциональной сферы. Скорее всего, чтобы не бояться оставаться дома, не злиться на мать и продолжать быть «хорошей девочкой», ребенку приходилось блокировать многие чувства. И вот, теперь недоразвитость эмоционального интеллекта дает о себе знать. У ребенка не развита воля, собственная мотивация (а мотивация — это всегда эмоции), девочка чуть что злится на маму и бунтует как подросток.

(Про развитие эмоционального интеллекта мы будем говорить уже завтра и послезавтра. Тут тоже много нюансов!)

То же самое происходит во вчерашнем отрывке фильма «Маленький принц». Мама там жестко перегибает с организационными навыками, и в итоге у ребенка сильно страдают эмоции и творческое развитие.

Надо понимать, что организационный интеллект заканчивает формироваться в 21(!) год — это уже даже не совершеннолетие. Это значит, что не нужно требовать от ребенка 9 лет ответственности и самостоятельности взрослого человека.

Помните, вчера мы говорили о зоне ближайшего развития? Тут она тоже есть.

Если у ребенка хватает внимания на 10 минут учебы, а его заставляют 40 минут непрерывно учиться, то скорее всего 25-30 минут это вымучивание и выжимание. Зона ближайшего развития — 12-15 минут. Вот предел ребенка! Нужно стремиться к этому, а не к тому, чтобы он вдруг сразу начал заниматься по часу.

Постепенно, спокойно и грамотно развивая организационный интеллект, вполне можно дойти до того, что ребенок будет быстро и самостоятельное делать домашнюю работу, а вы не будет тратить нервы и силы на бесполезные крики.
Tilda Publishing
Третья ошибка родителей в развитии организационного интеллекта — акцент на деньгах и «ачивках».
Знаете, вот это: 50 рублей за пятерку, 40 рублей за четверку. Или клеим звездочки, выдаем жетоны, даем дополнительные минуты игры на компьютере. В общем, бесконечные поощрения за уборку комнату, мытье посуды, выполнение домашек.

Тут сложности такие: формируется жесткая зависимость от внешнего контроля и окружения. То есть, такой человек, не пойдет сам что-то учить, если его не «пнет» учитель. Если в будущем начальник не «пнет» и не пообещает премию — тоже ноль. Иногда такие люди осознают свою зависимость от внешнего контроля и начинают перед тем, как сесть на диету, объявлять об этом всему миру. Мол, так появляется ощущение, что за тобой все следят, а значит появляется желание что-то делать.
Tilda Publishing
Но все равно психологически человеку трудно присваивать эти результаты, ведь он как бы их делает изначально не для себя.
Кроме того, при таком раскладе человеку нужны все более серьезные поощрения или ограничения. Даже у детей это есть: первый месяц они очень радуются тому, сколько получают за пятерку, потом это становится нормой, а потом вообще перестает работать. Повышение «ставки» опять чуть повышает вовлеченность, но затем все повторяется.

Это не парадокс. Вы точно сами замечали, что сначала вы платили за тренинг 1000 рублей — и это мотивировало вас его проходить. А сейчас, может быть, платите по 5 — и все равно бросаете. А уж такой бесплатный марафон проходить вообще сложно. :-)

Вот простой пример, что будет, если эта сторона нашей «пирамидки» не осознается родителями и не развивается.

У меня был такой случай. Обратились родители и говорят, что ребенок приходит из школы и очень долго сидит над домашкой по математике. Меня попросили побыть его репетитором (у меня первое образование — математическое). Но как оказалось, дело было не в математике.

Ребенок был сообразительный, но никак не мог начать работу, отвлекался, тянул резину. Часто в таких случаях родители этого не понимают и вместо развития организационных навыков тратят 2-3 тысячи в неделю на занятия с репетитором (в год это приличная сумма - 70-80 тысяч! ), чтобы подтянуть ребенка по математике. А улучшений нет.
Итак, выводы:
  • До 3 лет обязательно развивать базовую самостоятельность ребенка.
  • До 7 лет разобраться с организационными навыками нужными для школы и комфортной семейной жизни без криков и напоминаний.
  • До 12 лет — полностью передать ответственность за учебные и досуговые дела ребенку.
Tilda Publishing
Первые шаги, чтобы плавно составлять план развития мы сделаем уже сейчас.
День#3. ЗАДАНИЯ

Первое. В завтрашнем уроке я расскажу, как развивать некоторые организационные навыки. Давайте сегодня проверим, как они развиты у вашего ребенка и найдем те, с которыми есть явные проблемы.

Скачайте тест по ссылке и заполните его
Tilda Publishing
В ответ на это задание напишите "Скачала и заполнила"
Второе. Начать сразу замечать свои ошибки сложно, а вот заметить их у других — гораздо проще. Давайте потренируемся таким образом!

Подумайте о любой семьей в вашем окружении: родители мужа, подруги, сестры, братья — и вспомните, какие ошибки в развитие организационных навыков или самостоятельности они совершают.
Tilda Publishing
В ответ на это задание напишите 1-2 ошибки, которые удалось найти.
И да, ни в коем случае не лезьте к родне с этими ошибками и непрошенными советами. Это исключительно для нашей с вами тренировки.