День 4
Организационный интеллект. Как воспитать самостоятельного ребенка?
Всем привет!

Вчера мы с вами начали анализировать и разбираться, как сейчас обстоят дела с организационными навыками у вашего ребенка.

Я встречала много мам, которые пробовали начать развивать организационные навыки у своих детей, но бросали через 5-10 дней. При этом они убеждали себя, что ребенок неуправляемый и понимает только если на него кричать: «Уберись! Помой руки! Чисти зубы!» — мол, по-другому не работает.

Друзья, 5-10 дней — это катастрофически мало для развития хоть какого-то организационного навыка. Серьезно, это просто капля в море!

Сегодня я расскажу, как на самом деле развиваются организационные навыки и приведу примеры конкретной деятельности, которая помогает развивать навык доведения дел до конца, планирования времени, уборки комнаты и организации пространства.

Начнем с нескольких правил того, как развить организационные навыки.
Tilda Publishing
Не пытайтесь развивать сложные организационные навыки — такие как внимательность, умение следить за временем и убираться, — до того, как разобрались с базовой самостоятельностью.
Напомню, то о чем говорила вчера: сначала нужно, чтобы ребенок умел делать самостоятельно 5 базовых вещей — есть, одеваться, ходить в туалет, засыпать и играть (хотя бы 10-15 минут за час).

Не надо тратить свои силы на обучение тому, как собирать рюкзак и складывать вещи, если ребенок еще не умеет сам одеваться или кушать. Лучше направить фокус внимания на базовые вещи.

Не старайтесь подтянуть сразу все. Порой родители вдруг понимают, что запустили развитие организационных навыков и берутся за дело: пытаются за 2-3 недели научить ребенка и заправлять кровать по утрам, и самостоятельно умываться, и чистить зубы без напоминания, да еще наваливают домашних обязанностей.

Нужно понимать, что за развитие организационных навыков отвечают лобные доли мозга. Как и любому другому отделу мозга, для их созревания нужны 2 вещи — чтобы человек ими пользовался и ВРЕМЯ.
Tilda Publishing
Это значит, что систематичность, постоянство и медленный темп в этом деле важнее чем скорость.
Поэтому я советую выбрать один единственный навык, одно единственное дело, которое сейчас как вам кажется уже сильно мешает ребенку и вашим отношениями:

  • Может быть, вас бесит, что ребенок не помогает по дому.

  • Может быть, раздражает, что вы до сих пор полностью одеваете ребенка, хотя он уже точно может частично это взять на себя.
В общем, это должен быть конкретный навык
Tilda Publishing
Не ждите быстрых результатов, иначе выгорите и опустите руки.
Второй важный момент — даже если вы выбрали один навык, то не ждите быстрых результатов. Выбросите из головы слова: «Ну я же уже рассказывала как надо…», «Ну сколько раз можно повторять!», «Ну тебе уже 6 лет, а ты все еще...» Такие упреки вообще не помогают ребенку в развитии организационных навыков! Они только раздражают, создают негативный эмоциональный фон, и из-за этого работать над навыком придется дольше. Сами вы тоже быстро выгорите и отчаятесь, если будете думать, что сейчас 1-2 дня — и все будет.

Человек выгорает не от усталости, а от того что он ждет одного, а в реальности происходит другое. Вы будете ждать, что вот-вот ребенок должен начать убирать вещи (не сегодня, так завтра), а это, возможно, произойдет только через пару недель. Ожидание гложет все больше, вы все больше расстраиваетесь и отчаиваетесь, и забрасываете.
Tilda Publishing
И отсюда следует третий совет: помощь ребенку и развитие организационного интеллекта не должно занимать все ваши мысли и не должно забирать силы.
При составлении индивидуального плана развития очень важно выбирать в качестве конкретной деятельности то, что не будет требовать от вас слишком много ресурсов.

Как пример. Одна мама решила, что ей нужно научить ребенка 5,5 лет убирать игрушки. Ребенок большую часть дня был с няней, а к вечеру почти все игрушки валялись на полу.

И вот, перед сном начиналась эта грандиозная уборка. Мама усталая, ребенок усталый. Для обоих это полнейшая мука.

Мамы хватило на 3 дня. Потом решили, что можно прибраться утром, и опять все вернулось к прежнему состоянию: игрушки подолгу валяются в комнате, иногда их складывает на места няня, иногда мама — но точно не ребенок.
Теперь давайте расскажу, как можно улучшить организационные навыки, добавив в вашу жизнь некоторые несложные моменты. Подчеркну, что это не примеры решения конкретных организационных проблем, а скорее лайфхаки, как можно между делом развивать организационные навыки, если у ребенка есть небольшие сложности в той или иной области.

Я выбрала несколько самых распространенных, которые подходят для детей от 4-5 лет.

Например, чтобы не было проблем с доведением дела до конца, — когда ребенок начинает на энтузиазме, а потом быстро бросает.

Вчера вы заполняли тест-чеклист об организационных навыках.
Tilda Publishing
Если в результате у вас получилось меньше 2 баллов с завершением дел, то попробуйте периодически выбирать какое-нибудь долгосрочное занятие: например, собрать пазл из 500 кусочков.


Пока у ребенка не развит этот навык, понадобится ваша помощь. Во-первых, разбить дело на маленькие части. С пазлом это может быть перевернуть все детали, рассортировать их по типам рисунков небо, горы, лес. Хорошо, если каждый раз вы сможете мотивировать ребенка.

Таким делом может быть не только пазл: вы можете учиться собирать кубик Рубика, клеить бумажные модельки, шить или вязать шарфики, собирать деньги, учиться забрасывать мяч в кольцо — любое такое дело сгодится.
Tilda Publishing
Если вы получили меньше 2-3 баллов по организации пространства, то важно сначала проверить детскую комнату: помогает ли она организовывать ребенка или мешает. Если игрушек много, у них нет постоянного места, а ребенок играет везде, где придется, это усложняет развитие навыков организации пространства.
Поэтому первым делом надо разобраться с окружением и понять, удобно ли ребенку пользоваться всеми своими игрушками, вещами, конструкторами.

Если у вас есть проблемы с управлением временем, в чек-листе тоже меньше 3 баллов, а ребенок старше 4 лет — в первую очередь нужно начать с умения чувствовать время: то есть, ощущать, что такое минута, что такое «быстрее», «медленнее». Это можно делать в играх и рутинных делах (а как это делать, мы будем детально разбирать на тренинге «Индивидуальный план развития ребенка»).

После 4-5 лет я советую вместе находить проблемную ситуацию (например, одевание) и разрабатывать с ребенком совместный план, как ему научиться быстро самостоятельно одеваться. Важно, чтобы ребенок сам этого захотел, поэтому обязательно подумайте над тем, как вы будете оценивать прогресс и как ребенок поймет, что он научился — это повышает мотивацию и превращает обучение в игру.

Друзья, этих навыков много. Сейчас важно найти самую большую проблему для вас и вашего ребенка: у кого-то это чистка зубов, у кого-то уборка игрушек, кто-то не умеет складывать вещи. Начинайте с чего-то одного и не хватайтесь за все сразу.

Часто слышу, что развитие организационных навыков ребенка надо начинать с развития родителей. Вы знаете, тут есть правда, и есть вымысел.

Правда в том, что для того чтобы помочь ребенку, родителю придется составить свою индивидуальную стратегию, свой план работы — а это уже требует организационных навыков.

Кроме того, родителю нужно спокойно и терпеливо придерживаться этого плана — это опять работа организационных навыков родителя. Нужно оставаться гибким и корректировать этот план — и это опять о тех самых навыках!.
Tilda Publishing
Если родителю тяжело планировать, тяжело терпеть, тяжело продолжать работать над чем-то, когда результаты не приходят мгновенно, родитель часто что-то бросает, то, конечно, и помощь ребенку в этом деле он тоже забросит.
Но если вы все-таки сможете удержаться и будете готовы работать над собой вместе с ребенком, то, скорее всего, и ваши собственные навыки тоже начнут развиваться!

Одна мама рассказывала как она начала планировать день для себя, а потом к этому подключился ребенок. И теперь по утрам они планируют вместе: она свои дела, сын — свои, и тут же обсуждают что-то совместное. И ребенок чаще всего в течение дня легко находит себе дело, потому что у него есть список разных интересных активностей. Он подбегает к нему, смотрит и говорит: «А-а-а! Я же хотел собрать из лего грузовик…» То есть, мама и свою жизнь организовала, и с ребенком стало проще — не надо искать ему постоянно игры, активности!

Понимаю, что все это, — все эти советы и дела, которые я сейчас перечислила, — может звучать устрашающе. Но вам НЕ НАДО сразу все ЭТО! Ни в коем случае! Это как раз то чем грешат мамы, не знакомые с индивидуальным планом развития. И, само собой, у них не получается научить ребенка сразу всему!

А те, кто знаком с нашим подходом, выбирают из этого всего один навык, и развивают его — спокойно, с большим терпением. А потом переходят в к другому!
Tilda Publishing
День#4. ЗАДАНИЯ

Первое. Выберите ТОЛЬКО один навык над которым уже точно пора поработать. Если ребенок не освоил навыки из базовой самостоятельности, то выбирайте их.

Он уже умеет сам кушать, одеваться, может немного сам поиграть и не имеет проблем с туалетом и самостоятельным засыпанием? Отлично! Тогда выбирайте что-то из организационных навыков.

Берите что-то, что уже сильно мешает всей семье, включая ребенка. То, что быстро упростит вашу жизнь!
Tilda Publishing
В ответ на это задание напишите, какой навык выбрали.
Второе. Подумайте, чему вы УЖЕ научили своего ребенка.

Нам часто кажется, что ребенок умеет так мало, и мы абсолютно забываем о том, что уже столькому его научили, а значит научим еще и еще! Просто нужно знать как это делать!
Tilda Publishing
В ответ на это задание напишите 3 навыка из базовой самостоятельности или из продвинутых организационных навыков, которые уже есть вашего ребенка.
Эффект от упражнения будет сильнее, если вы поделитесь этим осознание с родственниками, друзьями или в соцсетях. Поддержка других напитывает и дает силы на дальнейшее покорение «родительских Альп»!
Третье. Завтра мы начнем обсуждать эмоциональный интеллект. Предлагаю для начала опять пройти тест, чтобы определить как развит EQ у вас. Честно говоря, начинать надо с эмоционального интеллекта родителя.

Итак, я сейчас задам 4 вопроса, на которые нужно быстро ответить «да» или «нет».

1. Вы обещали себе не кричать на ребенка, но иногда срываетесь и потом вините себя за это

2. Когда ребенок просит дорогую игрушку или сладости до обеда, то вам трудно отказать. После пятой просьбы вы просто взрываетесь!

3. Вам трудно уделить полное внимание ребенку? Вы часто отвлекаетесь на свои дела или телефон, хотя планировали поиграть с ним?

4. Вы слышали, что нужно быть другом ребенку. Стараетесь изо всех сил с ним договориться, узнать чего он хочет — но в итоге все заканчивается истерикой.
Tilda Publishing
В ответ на это задание напишите, сколько у вас ДА и сколько НЕТ.
Завтра разберем что это означает на языке ваших эмоций.