ДЕНЬ 7
Итоги марафона. Индивидуальный план развития.
Tilda Publishing
Здравствуйте!

Поздравляю вас с последним днем нашего марафона!



Когда я задумывала этот марафон, то хотела в первую очередь помочь вам перестать вязнуть в маленьких проблемах — когда учить ребенка писать, стоит ли настаивать, если не хочет убирать вещи, — а вместо этого взглянули на вашу жизнь с ребенком глобально и системно. Очень надеюсь, что мне удалось выполнить эту задачу хотя бы частично.

За предыдущие 6 дней мы верхнеуровнево разобрались с разными видами интеллекта. Чтобы это не осталось для вас разрозненной информацией, сегодня мы устроим финальную сборку всего того, что вы узнали. Кроме того, я расскажу про два вредных подхода к развитию ребенка и один грамотный, самый эффективный с точки зрения жизни всей семьи.

Думаю, вы и до этого так или иначе знали и про эмоции, и про самостоятельность, и про IQ, но все эти знания так и оставались «лежать на разных полках» у вас в голове. Если не собрать эти знания в систему, они так и не сложатся в единый план вашего дня, вы по-прежнему будете хвататься то за одно, то за другое.
Tilda Publishing
Поэтому в качестве следующего этапа я настоятельно советую переходить к составлению индивидуального плана развития для ребенка.
Тут есть три возможных пути:
Tilda Publishing
Попытаться впихнуть в свой план разнообразные подходы, преимущественно познавательного развития.
Родители, которые выбирают этот путь, бросаются на все, что видят: берут одну методику (например, Монтессори) → потом берут какой нибудь тренинг по нейро развитию → затем добавляют секцию по плаванию → потом отдают в компьютерную академию, чтобы ребенок развивал «современные» навыки.

Начинает казаться, что для того чтобы ваш ребенок развивался как надо, нужно отдать этому все свободное время и даже больше. И все равно нет уверенности, что успеешь все, что хотелось бы. Ведь если хотя бы по одному разу попробовать все, что рекомендуют в инстаграме, детство как раз подойдет к концу и ребенку исполнится 18.

И даже если вы успеваете попробовать много разных подходов, у вас нет уверенности, что все, что вы сделали, пошло на пользу. Обычно при таком раскладе ребенок не вовлекается на 100% ни в одну деятельность, и именно поэтому у мамы нет удовлетворения от прожитого дня.
Tilda Publishing
И еще одна вещь, над которой всем нам стоит задуматься: хочу ли я, чтобы ребенок постоянно видел маму с потухшим взглядом, которая только и делает, что водит его на 105 секций и бесконечно с ним занимается?
Ведь детей воспитывают не наши слова, а наши поступки! Если рядом с ребенком нет взрослого, увлеченного работой, то и сам ребенок не научится работать с увлечением, не сможет познать себя, найти свое предназначение и лучшее применение своих сил и способностей. Кто научит ребенка учиться увлеченно, если вы опустошены, загнаны, ничего уже не хотите?

Я думаю, вы чувствуете, что попали в замкнутый круг:

у нас нет своих увлечений, потому что 100% времени уходит на быт и занятия с ребенком → а ребенок не увлекается ничем, что мы ему предлагаем, потому что не видит перед собой примера взрослого, заинтересованного чем-либо.
Tilda Publishing
Второй подход — полная противоположность первого. Родители, которые его придерживаются убеждены: раннее развитие — это всего лишь мода.
От таких родителей часто можно услышать такие рассуждения: «Раньше никто не занимался ранним развитием. Нас отводили в ясли с полутора лет, начинали учить читать только в 7 и в это же время начинали водить на спортивные секции или в музыкальную школу. И ничего — выросли умными и талантливыми. И вообще, есть специалисты, — педагоги, психологи — пусть они и занимаются детьми. У всех своя профессия».

На самом деле, мир сильно изменился. Если мы в детстве от скуки и безделья начинали придумывать новые игры с куклами и солдатиками, то современные дети при тех же обстоятельствах начинают в больших дозах поглощать, то что предлагает телевидение, либо окунаются в компьютерные игры. И понятно, что сейчас в мире гораздо больше соблазнов: у нас был только телевизор и тетрис, а у современных детей — такие игры и видео в любое время дня и ночи, что можно вообще не вылезать из-за компьютера.
Tilda Publishing
Вообще, пустить все на самотек — это своеобразная лотерея.
Возможно, вам повезет: ребенку достанется хороший первый учитель, школьные товарищи окажутся из благополучных семей и будут интересоваться спортом, и интеллектуальным развитием, и в целом начало его жизни сложится хорошо и даст базу для дальнейшего развития и карьерного роста. Но может оказаться и совсем по-другому: например, ребенок будет с трудом успевать в школе, не поступит в институт и (самое страшное!) — вырастет безынициативным и не любознательным человеком, круг интересов которого в 20 лет замкнут на онлайн-играх, телевизоре, еде и сне.

Если вернуться к нашим дошколятам, то у меня вопрос к родителям: вам известны рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения о том, сколько времени в день детям стоит смотреть мультфильмы?

  • Младенцы и ранний возраст (0—3 года) — запрет просмотра телевизора. То есть, вообще никаких мультиков. Не бывает мультфильмов, которые полезны и нужны детям до 3 лет! Их просто нет! Не верьте надписям 0+!

  • Дошкольный возраст (3—7 лет) — до 30 минут в день. Я же знаю, что многие дети смотрят мультфильмы по несколько часов в день, еще до 3 лет. При просмотре мультфильмов все многообразие мира сводится к мелькающим пятнам, и мозг практически не получает необходимой ему информации для развития нейронных связей, а лишь утомляется. Именно в этом корень проблем с чтением, письмом и математикой в 5-6 лет — нужные разделы мозга просто недоразвиты.

Компьютер лишает ребенка настоящего детства, потому что отнимает большую часть детского времени — того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое .
Tilda Publishing
В итоге, оба подхода — путь в никуда.
Первый — это гонка за развитием, по сути, реализация через детей, которая заставляет нас забывать о себе. Это подстраховка в случае неудачи: если что-то пойдет не так, это будет не ваш провал, а ребенка. Ну и ребенок видит перед собой не увлеченного взрослого, а только замотанную маму, которая его возит на секции и режет для него карточки с развивашками.

Второй подход — это «русская рулетка», где шансы на победу и на то, что все получится «само» практически равны нулю.

  • Если вы не развивали познавательный интеллект ребенка, не удивляйтесь, если в будущем вам будет неинтересно разговаривать с собственным сыном или дочкой. Да многие и сейчас это уже чувствуют: например, в 5-6 лет, когда на уме у ребенка только зомби и или феи.

  • Если не развивали эмоциональный интеллект, то не удивляйтесь , что у вас с ребенком нет контакта и душевной близости.

  • Если не развивали организационные навыки, то бытовое поведение ребенка может просто бесить.
Но есть еще один подход, при котором мы не перекладываем ответственность за развитие ребенка на педагогов и не загоняем ни себя, ни ребенка, посвящая все имеющееся у нас время развивающим занятиям. Чтобы поддерживать этот баланс, необходим план развития.

Если мама не педагог, у нее не хватит сил заниматься больше одного-полутора часов в день. Знаю по себе: обычная мама, как правило, не может вкладываться больше. Но нам и не нужно абстрактное «больше»! Не надо наращивать время и количество разнообразных активностей, не надо забивать свой день всем подряд и тратить колоссальные силы на уговоры, крики! Нужно просто составить план развития, грамотно отобрав все самое нужное и выкинув все остальное.
Итак, чтобы вы могли выбрать эти правильные и нужные именно вашему ребенку активности, ваш план должен:
  • Учитывать ИНДИВИДУАЛЬНОЕ развитие трех интеллектов вашего ребенка.
    У каждого человека все три составляющие развиваются индивидуально: важно чтобы родитель видел, что происходит ИМЕННО с его ребенком.
  • Учитывать зону ближайшего развития.
    Дети меняются очень быстро, и если родитель умеет пользоваться концепцией ЗБР, то он сможет гибко адаптировать и менять свой план с учетом ребенка и его потребностей.
  • Быть согласованным с распорядком семьи.
    Ведь ребенок не развивается в вакууме, он живет в семье и все, что там происходит, оказывает на него влияние. Мама, уставшая от того, что пытается вырастить супер-ребенка по всем канонам психологии и педагогики, обнуляет все, что она делает.
Tilda Publishing
Часто встречаю скептическую ухмылку: «Ну какие планы! Ведь мы же про детей говорим — живых и неповторимых!»
Многие родители негативно относятся к планам, потому что уже обожглись на учебных планах и нормах развития, которыми начинают мучить мам с самого начала беременности. Сначала набор веса, потом анализ крови, потом нормы держания головы и поворотов со спинки на животик… Это все примеры жестких планов.

Неудивительно, что родители протестуют против них и на едкое замечание воспитателя «Ребенок уже должен уметь пересказывать сказки» отвечают: «Мой ребенок никому ничего не должен!»

Но все вышеперечисленные планы не имеют никакого отношения к нашему индивидуальному плану развития ребенка. По сути, это вообще не планы, а усредненные нормативы по возрастам, просто статистика. Жесткость таких нормативов приводит к тому, что ребенка учат не тем навыкам, которые входят в его ЗБР, и это либо вызывает жесткий протест и тратит кучу сил родителя, либо вызывает скуку, потому что ребенок этому уже научился.

Именно поэтому индивидуальный план развития может составить только родитель, только для своего ребенка и только на небольшой период в 2-3 месяца. И только мама может его изменить, когда увидит, что ЗБР ребенка немного поменялась.

Теперь вы знаете что есть 3 интеллекта, которые нужно гармонично развивать, чтобы у ребенка все было хорошо, и готовы начать составлять индивидуальный план развития.
Перед этим нужно сделать несколько вещей:
  • Грамотно выбрать один организационный навык и понять, как вы будете его развивать
  • Составить составить список игр и активностей, которые лежат в ЗБР ребенка
  • Понять, какие нюансы или ошибки в сфере эмоционального интеллекта есть у вас, и наметить, какие из них вы будете менять
Теперь важно все это внести в ваш повседневный график — так, чтобы оно выстраивалось легко, не вызывало ощущения перегрузки и не подталкивало к саботажу.

Для части активности, которую вы выбрали точно не потребуется выделять отдельного времени. Что-то будет происходить во время прогулки, что-то — пока вы готовите ужин. Если не составить план развития, не упаковать все эти активности в свой день, а просто составить какие-то списки игр и повесить их на холодильник — вообще не факт, что вы что-то будете делать.

Часто родители как не делали ничего, так и не делают: у них все время находятся более важные дела. В итоге теряется мотивация, опять начинает поглощать чувство беспомощности и вины. И все это еще больше мешает начать спокойно жить с ребенком, получать от этого радость и удовольствие.

Хочу привести наглядный пример, но заранее обращаю ваше внимание: индивидуальный план будет сильно отличаться у мамы с полуторагодовалым ребенком, с которым она весь день сидит дома, или у мамы с двумя детьми (3 и 6 лет), которые ходят в садик, или у той, которая работает из дома, и у нее ребенок 5 лет.
Tilda Publishing
Просто взять чужой план и использовать со своим ребенком — не получится.
Итак, наш пример — Маша. Мы проанализировали ее день и выяснили, что у нее есть 2 часа, которые она хочет посвятить своему ребенку 4 лет. (По моему, два часа — это многовато, но пусть, так тоже бывает).
Мы сделали диагностику, чтобы понять что проседает и что, наоборот, слшком сильно развито сейчас у ее ребенка. Выделили несколько проблемных моментов:

  1. Проблемы с эмоциональным интеллектом у мамы (Маша не до конца понимает как выставлять границы). Из-за этого ребенок занимает все время и все деньги семьи: траты на игрушки и развлечения для ребенка были колоссальные, хотя семья не богатая.

  2. От маминых проблем тянулись эмоциональные проблемы у ребенка — тревожность и сложности с отделением от мамы.

  3. Из-за этого есть проблемы и с организационным интеллектом: в этом случае — с базовой самостоятельностью. Ребенок привык требовать время и внимание постоянно и получать его как что-то само собой разумеющееся. Он не умеет себя занимать, не умеет одеваться, есть проблемы с укладыванием спать.

  4. Из-за этого есть проблемы с познавательным интеллектом. Ребенок постоянно требует чего-то сверх интересного: обычные книжки, развивашки — все это оказывается очень скучным. На уговоры и шантаж позаниматься чем-то полезным уходит 80% времени Маши. Плюс нет понимания ЗБР ребенка — ее пока сложно уловить под пластом эмоциональных и организационных проблем.

До нашей встречи Маша просто пыталась развивать ребенка по нормам и таблицам. Это вызывало еще большее сопротивление ребенка и разлад между ним и мамой. Занятия и игры были не эффективны, но занимали почти весь день.

Дальше мы с ней наметили над чем нужно работать:
После того, как мы это все сделали, мы набросали пробный тестовый план. Друзья, в нем было всего 7 пунктов, и маме надо было не успеть сделать все семь за день, а всего лишь выбрать 3-4 самые важные вещи для Маши и ее ребенка на тот момент. Все!

За 2 недели:

  • Занятия пересмотрели, упростили, сократили. Ушла нервотрепка, мама перестала от них уставать.

  • Ребенок стал быстрее схватывать, и вообще ушло сопротивление и трата времени на уговоры.

  • У ребенка начала просыпаться любознательность.

  • Появились вопросы «почему», а не только крики и требования.

  • Общение с ребенком стало интереснее.

  • Мама начала успевать читать и даже наметила планы по дальнейшей учебе и развитию.

Кроме того, мы не успели обсудить это на марафоне, но после составления плана есть еще одна важная процедура ежедневной рефлексии и «докрутки» плана. Эта техника занимает 3-5 минут вечернего времени, но помогает гибко менять индивидуальный план развития ребенка.

Если вы тоже хотите составить такой гибкий, мощный, гармоничный план прямо сейчас и не тратить время и деньги на эксперименты, то я приглашаю вас на тренинг «Индивидуальная программа развития вашего ребенка». Через 3 недели вы уже будете иметь такой план на каждого из свой детей и уже будете заниматься по нему и видеть первые результаты.

  • Если прежде вы с ребенком мало занимались, то вы наконец то возьмете руль в свои руки.

  • Вы сможете делать все необходимое и тратить столько времени, сколько есть у вас именно сейчас.

  • Если до этого вы делали больше, чем нужно, перегружали себя и ребенка, то скинете лишний груз, которые не нужен ни вам, ни ему.
До 7.08.2020 все финалисты марафона могут получить скидку в 50% на участие в этом тренинге!
При оплате до 7 августа вы получите пакет бонусов